Чтобы повысить стоимость бывшего в использовании автомобиля, продавцы часто скручивают показатели одометра. Этим грешат не только перекупщики автомобилей, но и официальные дилеры, а также автосалоны. Поэтому довольно проблематично на вторичном рынке отыскать автомобиль с честным пробегом. А что делать тем автовладельцам, которые правду о пробеге своего железного коня узнали уже после покупки, иногда через несколько недель или месяцев? Что об этом говорят эксперты?
"Через четыре месяца после приобретения автомобиля начала тупить коробка-автомат и, обратившись на станцию техобслуживания для ремонта, узнал, что у автомобиля скручены показатели одометра" – именно таким образом Владимир П. узнал, что в автомобиле, который он приобрел в одном солидном автосалоне, отмотан пробег. Как же так могло получиться? Пострадавший говорит, что был уверен в том, что, приобретая автомобиль в официальном автосалоне, будет застрахован от обмана.
К сожалению, автосалоны в гонке за прибылью ничем не лучше частников, а иногда и хуже. Эксперты утверждают, что из данной ситуации есть выход. И вполне возможно вернуть потраченные деньги и одновременно наказать нечестных продавцов.
Что же для этого нужно делать?
- Процесс приобретения автомобиля, как и любой другой вещи, попадает под действие законодательства о защите прав потребителей. Действующий закон позволяет расторгнуть договор купли-продажи транспортного средства в случае обнаружения дефектов или обмана, даже если сделка уже совершена. При этих обстоятельствах главное суметь доказать факт фальсификации показателей одометра, – так комментирует данную ситуацию юрист.
Для этого нужно обратиться к экспертам. И получить от них официальное заключение. На основании результатов экспертизы необходимо составить претензию и написать заявление на имя руководителя предприятия-продавца о намерении аннулировать договор покупки автомобиля. С большой долей вероятности продавец свою вину не признает и результатом будет отказ в удовлетворении претензии.
Следующим шагом будет составление досудебной жалобы. На этом этапе желательно обратиться к услугам опытного юриста. Если через 10 дней нет положительного результата, то нужно переходить к следующему этапу - подготовка и подача иска в суд. В данном случае необходимо настаивать на выплате автосалоном не только суммы полной стоимости авто (которая прописана в договоре), но и компенсации морального ущерба, судебных издержек, штрафов, пени. Здесь нужно помнить, что срок исковой давности в данном случае составляет три года и после его истечения добиться справедливости не удастся.
Скорее всего судебный процесс будет продолжаться довольно долго. И нет никакой гарантии того, что суд станет на сторону обманутого автовладельца. Со слов эксперта, в разных городах России в подобного рода делах могут выноситься кардинально противоположные решения. За рубежом за такие действия продавцов предусмотрена серьезная ответственность, и суды работают более предсказуемо.
Здесь можно сделать вывод: в каком бы солидном автосалоне не покупалась машина, лучше все тщательно перепроверить, как с юридической, так и технической стороны. Для этого нужно привлечь независимых экспертов. Если автосалону нечего скрывать, то они не будут против дополнительных проверок.
В эпоху развития цифровых технологий многие параметры, в том числе и пробег, есть возможность проверить самостоятельно по VIN-коду автомобиля. Доступ к этой информации можно получить на сайте ГИБДД, либо за небольшую плату на специальных сервисах. И, конечно же, при покупке автомобиля, перед подписанием, нужно внимательно прочитать текст договора.